на главную

Методические рекомендации по подготовке презентаций
авторских программ дополнительного
образования детей

По материалам журнала "Справочник заместителя директора школы"

Л .Н.   Буйлова,  
кандидат педагогических наук,
зав. кафедрой дополнительного образования детей
Московского института открытого образования

Н.В. Кленова,  
кандидат философских наук,
директор Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей
Московского городского Дворца детского
(юношеского) творчества

А.С. Постников,  
кандидат исторических наук,
зав. отделом публикаций Городского программно-методического
центра дополнительного образования детей
Московского городского Дворца детского
(юношеского) творчества

Предлагаем ознакомиться с рекомендациями, которые помогут педагогу - автору образовательной программы качественно подготовить презентацию своей работы на любой профессиональный конкурс.

Презентация образовательной программы включает следующие элементы:

  • краткую визитную карточку программы;
  • определение ее новизны, сущности авторского замысла;
  • перечень использованных при разработке программы теорий, концепций, технологий;
  • характеристику получаемых результатов, механизма их получения и оценки.

Можно выделить несколько положений, способных помочь при подготовке презентации образовательной программы.

Визитная карточка программы – это вводный момент ее защиты, где следует воспроизвести ее   основные параметры , как правило, уже зафиксированные на титульном листе программы (название, направленность, возрастной диапазон, срок реализации), а также   кратко обосновать   актуальность предлагаемого курса и его цель.

Важнейшее место в презентации занимает характеристика новизны программы, заложенного в ней   оригинального авторского замысла,   того, что придает программе особые, только ей присущие черты. Собственно говоря, автор программы в этой части презентации должен обосновать претензии на исключительность, эксклюзивность своей работы. Сделать это одновременно кратко и убедительно бывает не всегда просто.

Конечно, новизна и оригинальность авторского замысла могут ярко проявиться и в каких- то частных моментах программы. Между тем наиболее высоко будет оценена та программа, в которой новизна носит системный характер, пронизывает всю структуру работы: от поставленной цели до методов оценки конечных результатов. И если такая системность в программе присутствует, то необходимо в презентации не просто ограничиться повторением соответствующего раздела текста программы, а показать (хотя бы и в виде простого перечисления) всю цепочку новшеств, которая явилась воплощением оригинального авторского замысла.

Любая авторская образовательная программа рождается на стыке собственного опыта и существующих в теории разработок. Поэтому в презентации необходимо будет продемонстрировать   "связь теории и практики" . Можно в этом случае ограничиться простым упоминанием авторов, чьи теоретические построения составили ваш научный фундамент, но более выигрышным вариантом станет указание, наряду с именами авторитетов в данной области, тех конкретных идей или постулатов, которыми вы воспользовались. Если этого не сделать, то может создаться впечатление, что теории были упомянуты больше для солидности, а не по существу дела или что содержание этих теорий на самом деле не известно автору программы.

Раскрыв концептуальные основы программы, целесообразно показать ее место в ряду других известных вам программ – общеобразовательных и программ дополнительного образования детей.

Истинность содержания всякой образовательной программы проверяется через полученные результаты, через их соответствие тому, что предполагалось изначально.

И здесь важно, с одной стороны, показать, в   каких формах и по каким критериям вы оцениваете получаемые результаты , доказать, что с их помощью можно обнаружить, зафиксировать и измерить именно те показатели, которые свидетельствуют об эффективности проведенной работы. С другой стороны, поскольку в самой программе прописываются только ожидаемые результаты, но на деле (по итогам реализации программы) уже получены реальные результаты, в заключение вашего выступления вполне уместно будет указать   достигнутые за время ее реализации конкретные результаты , вплоть до приведения каких- либо конкретных случаев, когда именно в результате занятий у вас тот или иной ребенок проявил именно те изменения в своих знаниях, умениях, навыках, поведении, общении, которые закладывались вами в программу.

Можно также перечислить те перспективы и новые возможности, которые открылись по ходу реализации вашей программы, указать на ее потенциальную способность стать источником дальнейшего творческого поиска и новых методических находок.

Регламент презентации ограничивает ее время – как правило, 10 мин. Выбор формы подачи материала и структуры презентации остается на усмотрение автора, но, тем не менее, предполагается, что в ходе презентации можно будет увидеть, пусть и в сжатом виде, картину того, как работает автор, как его программные установки воплощаются в реальную деятельность.

Очевидно, что сделать это с помощью одних слов, даже педагогу, обладающему артистическими способностями, весьма затруднительно. Презентация – это не показательное занятие, где можно, войдя в привычную стихию детской среды, как бы "на автомате" показать все достоинства своих форм и методов работы. Поэтому автору должны помочь, в первую очередь, разнообразные технические, аудио   и визуальные средства, другой иллюстративный наглядный материал.

В то же время автор программы не должен растворяться в этих средствах, заменять ими самого себя. Презентацию не следует превращать в перечисление использованных форм, методов и приемов с демонстрацией иллюстрирующего их эффективность набора слайдов.

При подготовке презентации не обойтись без разработки ее сценария, который и придаст целостность вашему выступлению, подчинит иллюстративность содержательности, а не наоборот.

При этом следует исходить из двух основных условий:

Первое – в ходе презентации необходимо показать внутреннюю логику вашей деятельности по реализации программы, представить перед глазами жюри что -то вроде краткой иллюстрированной схемы вашего движения от станции "Цель" до станции "Конечный результат".

Второе – максимально выявить те элементы осуществления авторского замысла, которые позволят жюри судить об оригинальности и новизне в реализации программы.

Очевидно, что совмещение этих условий, тем более в жестких временных пределах 10 мин, представляет немалые трудности. Возможны разные пути их преодоления. Многое определяется опытом педагога, его интуицией, другими личными качествами. Допустимо в данном случае прибегнуть к помощи специалистов в подобного рода мероприятиях.

В методическом плане можно порекомендовать, в первую очередь, отталкиваясь от своих личных качеств и технических возможностей, определиться с моделью презентации и, уже исходя из нее, строить сценарий и его конкретные эпизоды.

Центральным для   выбора модели   становится определение соотношения между вербальным и визуальным рядом: чему вы отдадите предпочтение в презентации; что выйдет на первый план – ваш текст, иллюстрируемый теми или иными визуальными образами, или визуальная картина, поясняемая словами и комментариями. Но в любом случае должно быть достигнуто соответствие между тем, что говорится, и визуальным образом, который вами используется.

Образный ряд   следует подбирать таким образом, чтобы он был способен вызвать необходимую вам ассоциацию даже вне вербального контекста.   В предельном варианте это означает ситуацию, когда то, что вы хотели сказать, будет адекватно понято, даже если вдруг у вас пропал голос.

Все   визуальные образы , использованные вами, должны работать – пусть их будет меньше, но зато смысл и ассоциации, которые они вызывают, будут обладать максимальной проясненностью для жюри. Можно ограничиться 
10 слайдами или 10 предметами, но они будут способны сказать о логике и новизне вашей работы гораздо больше, чем десятки слайдов или корзина плодов детского творчества, представленная на сцене, из которой будет в лучшем случае извлечена и продемонстрирована самая небольшая их часть.

Любая образовательная программа состоит из ряда тем, в ходе реализации каждой из которых решаются частные задачи и используются частные приемы достижения результата. Естественно, что часть их содержит те новшества, особенности, которые хотелось бы показать на презентации. Поэтому следует отобрать те   элементы , в которых, на авторский взгляд, наиболее ярко проявляется общая логика работы, содержатся все основные звенья деятельности педагога и одновременно наиболее заметна та часть новизны, которая подчинена решению целевых установок программы.

Примерный план сценария презентации представлен в приложении.

Приложение

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН  
сценария презентации авторской образовательной программы

1. Введение: 1–2 мин

Краткое, "в телеграфном стиле" изложение этапов (составных звеньев, основных блоков), которые в совокупности и образуют механизм реализации вашей программы. В данном случае будет очень полезна бумажная или слайдовая схема того, о чем вы говорите. Бумажная даже более полезна, поскольку она, в отличие от слайда, сможет оставаться в поле зрения жюри на протяжении всей презентации. Она должна быть достаточной по размерам и четкости изображения, чтобы члены жюри могли разглядеть ее без дополнительных оптических приборов.

При всей краткости и отчасти формальности этой части презентации желательно и в ней продемонстрировать жюри какую-нибудь "изюминку". Скорее всего, она будет заключаться в четком указании на ту черту механизма реализации программы, которая убедительно свидетельствует об оригинальности, нестандартности того пути, которым вы идете в работе с детьми.

2. Технологический алгоритм реализации программы: 2–3 мин

Здесь необходимо обозначить стержневые методы и приемы, используемые в занятиях с детьми, определив их место и роль в реализации тех или иных элементов образовательной концепции программы. Конечно, многие из этих методов и приемов относятся к числу хорошо известных и давно применяемых в дополнительном образовании. В данном случае вряд ли стоит вновь "изобретать колесо". Важно именно показать логику вашей работы, ее подчиненность достижению поставленной цели и решению задач, сами по себе методы – это только средства. Если вам удалось найти здесь что -то необычное, то, конечно, об этом следует упомянуть. Но жюри будет в первую очередь оценивать всю совокупность методов, их системность, внутреннюю взаимосвязь, следовательно, они и должны стать сутью этого этапа презентации.

3. Оценка эффективности реализации программы: 1–2 мин

Ее можно представить в виде простой схемы: "что" ожидается получить в результате осуществления программы и "что" получается в действительности. В первом случае это определенные знания, умения, личностные качества; во втором – их конкретное выявление через те или иные критерии оценки детских достижений. Их соотнесение, соответствие должны прослеживаться с необходимой ясностью и быть представлены в виде конкретных четких формулировок.

4. Конкретизация общего механизма на примере одного занятия или цикла занятий: 3 мин

В этом разделе презентации педагогу предоставляется наибольшая возможность показать жюри главные достоинства своей непосредственно работы с детьми.

Самый удачный способ провести эту заключительную часть презентации – краткий, но яркий, хорошо обеспеченный визуальным рядом, показ смысла и формы именно того занятия, которое, с точки зрения автора, является наиболее яркой или вполне типичной иллюстрацией методов реализации программы и в то же время обладает необходимыми качествами новизны и оригинальности авторского подхода.

Говоря о технических средствах обеспечения презентации, можно предположить, что в пунктах 2–3 допустимо в равной мере использование визуальных образов и на бумажных, и на электронных носителях. Конкретный выбор зависит от объема иллюстративного материала – чем его больше, тем предпочтительнее электронный вариант.

В 4-м пункте сценария наиболее показательным иллюстративным материалом был бы видеофильм или фотографический ряд, допустимо использование и каких -либо материальных предметов, применяемых или создаваемых в ходе занятий. Главное условие их подбора – они должны работать как визуальная система доказательств оригинальности реализации авторского замысла.  

на главную

Сайт управляется системой uCoz