В помощь педагогам дополнительного образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Детское объединение – основное структурное звено в системе дополнительного образования детей. Поэтому его деятельность подлежит документальной регламентации на каждом этапе работы с воспитанниками. Специфика работы педагогов в системе дополнительного образования требует постоянной организационно-методической поддержки на всех этапах – начиная с первого занятия с детьми до оценки результатов освоения воспитанниками предлагаемой педагогом образовательной программы. И к данной деятельности в настоящее время предъявляются весьма высокие требования в содержательном и в организационном плане. Т.о. образовательная программа является самым значимым документом для творческого объединения детей. Она определяет стратегию работы педагога на весь период обучения. Образовательная программа – это документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, его условии и результаты. При разработке образовательной программы следует руководствоваться «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей», которые были рассмотрены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 года, и утверждены Министерством образования и науки РФ 11 декабря 2006 года («Внешкольник» № 1 2007 г .). В соответствии со статьёй 9-й Закона РФ «Об образовании» к дополнительным образовательным программам относятся программы различной направленности, которые могут реализоваться: Примерные требования к программам дополнительного образования определяют содержание образования как один из факторов экономического и социального прогресса общества. Оно должно быть ориентировано на: Содержание образования определяется образовательными программами, которые самостоятельно разрабатываются и реализуются в конкретном образовательном учреждении (пункт 5 статьи 14 Закона РФ «Об образовании»). Ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников несёт образовательное учреждение в установленном законодательством порядке, согласно пункту 34-му статьи 32-й Закона РФ «Об образовании». Рассмотрим технологию разработки образовательной программы дополнительного образования детей. Приступая к работе над программой, надо четко представлять назначение, структуру и содержание этого документа, только тогда можно построить свою работу грамотно и оптимально. При разработке образовательной программы надо ориентироваться на «идеального ребёнка», т.е. имеющего нормальное для его возраста развитие, без значительных отклонений. При разработке образовательной программы необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики: Принцип доступности и последовательности (предполагает построение учебного процесса от простого к сложному); Принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях); Принцип учета возрастных особенностей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста); Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических материалов, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным); Принцип связи теории с практикой (органичное сочетание теоретических знаний и практических умений и навыков); Принцип индивидуализации программы (предполагает максимальный учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника); Принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научиться каждый ребенок); Принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей). Рассмотрим структуру образовательной программы. Как правило, программа дополнительного образования детей включает в себя следующие структурные элементы: Переходим к оформлению и содержанию структурных элементов образовательной программы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Титульный лист Оформляется стандартно: На следующей строке - название учебного учреждения Ниже указывается где, когда и кем была утверждена программа В середине листа указывается название образовательной программы и её вид Ниже слева прописываются возраст детей , на которых рассчитана программа, тип или уровень программы , срок её реализации Ниже справа – Ф.И.О., должность автора (авторов) программы Снизу, на середине листа указывается название населенного пункта , где реализуется программа и год её разработки . |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассмотрим подробнее виды образовательных программ: Типовые программы – государственный стандарт. Они создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования РФ и являются базисными в работе по данному профилю. Они могут быть рекомендованы в качестве примерных по той или иной направленности. Модифицированные (или адаптированные) программы – по содержанию и логике совпадают с типовыми, но в них внесены изменения с учетом особенностей формирования и организации детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования. Экспериментальные программы – призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, которые нуждаются практической апробации. Авторские программы – полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов и методистов. Их содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной, актуальностью и самобытностью. Иногда есть необходимость классифицировать программы по содержанию деятельности: Комплексные – включающие несколько направлений деятельности. Интегрированные – межпредметные программы, изучающи6 несколько отраслей науки в едином ключе. Например, полихудожественное направление. Модульные – состоят из нескольких самостоятельных, устойчивых, целостных блоков. Сквозные – объединяющие отдельные содержательные аспекты разных образовательных областей. Уровни (типы) программ: Ознакомительная – формирует интерес к получению знаний в определенной области, знакомит с основами определенной в программе деятельности, срок реализации до 1-го года; Базовая – формирует устойчивый интерес к получению знаний, выработке базовых умений и навыков в определенной области деятельности, срок реализации до 3-х лет; Развивающая – развивает личность воспитанников, их профессиональные умения и навыки, специальные способности, формирует устойчивый интерес к получению знаний, срок реализации от 5-ти до 7-ми лет. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Пояснительная записка Содержание пояснительной записки: Рассмотрим все пункты пояснительной записки подробнее. -- направленность программы: В требованиях к образовательным программам определены следующие направленности: При создании программы необходимо четко определить её направленность. -- педагогическое обоснование программы: Определение места данного вида деятельности в культуре общества, а также его значение для развития ребенка. При этом нет необходимости излагать в программе всю историю развития данного вида деятельности, его современное состояние и уж тем более, свои критические замечания в адрес всего общества. Обязательно нужно показать, как влияют предлагаемые занятия на становление личности ребенка в целом, на развитие его общих и специальных способностей, формирование различных компетентностей. -- цели и задачи: Исходя из педагогического обоснования, определяются цели и задачи программы Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. Т.е. это идеальный конечный результат деятельности. Цель должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень её достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики) Рассмотрим алгоритм целеполагания, следование которому позволит избежать односторонности в формулировании цели: необходимо представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения как полноценную личность – с развитыми творческими способностями, сформированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать ребенка по определенным параметрам – личностным, профессиональным и общекультурным и составить словесный портрет выпускника. После этого попытаться обобщить эти описания и сформулировать триединую цель программы Желательна формулировка цели в виде одного предложения при условии наличия всех трех взаимосвязанных составляющих. Цель достигается путем решения задач обучающих, развивающих и воспитательных . Чтобы правильно определить задачи программы в соответствии с поставленными целями, сначала надо назвать всё необходимое для их достижения (т.е. спроектировать целостный образовательный процесс) только после этого, обобщая, сформулировать адекватное количество задач (не более 7-8-ми). Далее задачи группируются на обучающие, воспитательные и развивающие. Еще один совет для оптимального целеполагания: чтобы цели и задачи точно соотносились друг с другом, поясните содержание названных целей, а затем эти пояснения оформите как задачи. Задачи обучающие предполагают четкое определение объема и уровня знаний, достижение которых планируется при освоении образовательной программы. Задачи воспитательные включают в себя формирование основных личностных качеств (гражданственности, ответственности, толерантности и т.п.) и общечеловеческих ценностей. Задачи развивающие предполагают формулирование конкретных требований к умениям и навыкам воспитанников, которые легко проверить и определить успешность их достижения. Т.е. всё, что связано с применением знаний может быть отнесено к задачам развития. В пояснительной записке обязательно прописываются и обосновываются: Вспомним некоторые из них: - формы организации занятия - формы подведения итогов - прогнозируемые результаты: III. Учебно-тематический план Должен содержать: Обычно учебно-тематический план составляется в виде таблицы: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество часов, необходимых для реализации программы определенной направленности, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.4.4 от 20 июня 2003 года. В основном, в первый год обучения в каждой группе педагогам рекомендуется реализовывать программу в количестве 144 часов (4 часа в неделю), во второй и все последующие года – 216 часов в год (6 часов в неделю). Соотношение теории и практики примерно 1: 3. Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения. Нельзя путать учебно-тематический план с календарно-тематическим. Образовательная программа является стратегическим документом (так как она рассчитана не на один год работы детского объединения), поэтому в учебно-тематическом плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые» темы) и необходимое на них общее количество часов. Календарные сроки изучения этих тем вносятся в планирование работы на текущий учебный год. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Содержание программы После учебно-тематического плана дается содержание разделов и тем. В нем расписывается теоретическая и практическая работа по каждому разделу. Оформляется примерно следующим образом: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение программы должно содержать методику организации образовательного процесса в объединении, реализующем образовательную программу: Методическое обеспечение рекомендуется дополнять таблицей: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
-- педагогическая технология - учение о способах и средствах реализации педагогических процессов. Наиболее распространенные в дополнительном образовании педагогические технологии : Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач. Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Выделим методы, наиболее традиционные для дополнительного образования: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Условия реализации программы В условиях реализации программы подробно описывают идеальные материально-технические условия, необходимые для нормальной деятельности детского объединения – требования к оснащению учебного кабинета (спортивному или танцевальному залу, мастерской и т.п.), к кадрам (если необходимы концертмейстер, режиссер, репетитор и др.), к средствам обучения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства обучения – это источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса и возможностями учреждения образования: Простые – учебники, книги; Сложные – механические (диаскоп, микроскоп и т.п.); |
||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Список литературы В этом разделе указывается список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованный для педагога, а также список литературы, изучаемой детьми в ходе освоения программы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Утверждение образовательной программы Поскольку образовательная программа является нормативным документом, то после соответствующей проверки её необходимо утвердить в определенном порядке. Работа по утверждению проходит следующие этапы: 1. Обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения , в ходе которой анализируется качество документа, устанавливается его соответствие уставу учреждения, действующим нормативно-правовым документам и содержательным требованиям в области дополнительного образования детей. По итогам обсуждения составляется «внутренняя» рецензия на образовательную программу. 2. «Внешнее» рецензирование программы , предполагающее оценку содержания и методики учебной деятельности по конкретному профилю специалистами в данной области деятельности. «Внешняя» оценка образовательной программы необходима, так как в образовательном учреждении (даже специализированном) вряд ли надеется необходимое для полноценного рецензирования количество специалистов по каждому направлению дополнительного образования. А рецензирование педагогами данного учреждения программ друг друга не может быть признано правомочным. 3. Обсуждение программы на заседании педагогического совет образовательного учреждения – законодательного органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения и детского объединения. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заноситься в протокол. 4. Утверждение программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета. Только после утверждения программа считается полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Никифорова Е.А. |