на главную

В помощь педагогам дополнительного образования
(по материалам обучающего семинара)

Документами, регламентирующими деятельность педагога дополнительного образования, являются:
•  Образовательная программа;
•  План-программа (планирование на текущий учебный год);
•  Журнал учета рабочего времени педагога дополнительного образования.

Образовательная программа – это нормативный документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, его условия и результаты.

Ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников несёт образовательное учреждение (в том числе и педагог) в установленном законодательством порядке, согласно пункту 34-му статьи 32-й Закона РФ «Об образовании».

План-программа конкретизирует образовательную программу, так как разрабатывается на текущий учебный год и содержит календарно-тематический план, конкретные воспитательные и методические мероприятия, которые будут реализовываться в течение данного года.

Журнал учета рабочего временидокумент строгой финансовой отчетности, заполняется в соответствии с реальными датами и темами проведенных занятий и мероприятий. Отображает списочный состав объединения, содержит данные о достижениях воспитанников в текущем учебном году, проведение инструктажа по технике безопасности и т.п.

Аналитическая деятельность способствует развитию рефлексивных навыков ( Для сведения: рефлексия – осмысление своей практической деятельности). Самоанализ педагогической деятельности позволяет педагогу оценить (осмыслить) свою деятельность, выявить проблемные зоны и подвести итоги работы по вышеперечисленным нормативным документам за прошедший учебный год в сравнении с предыдущими учебными годами (обычно анализируются данные за три года).

Структура самоанализа содержит следующие разделы:
1. характеристика объединения;
2. учебная (образовательная) деятельность;
3. культурно-досуговая деятельность;
4. методическая работа;
5. общие выводы и рекомендации.

Рассмотрим подробнее:

I . Характеристика объединения включает в себя количественный и качественный анализ состава воспитанников объединения за три года, т.е. сравнивается:
а) общее количество воспитанников (по каждому году обучения)
б) количество групп по годам обучения
в) распределение воспитанников по группам
г) возраст воспитанников
д) количество мальчиков и девочек

Данные заносятся в таблицу и должны совпадать с таблицей годового цифрового отчета в журнале учета рабочего времени:

таблица 1

Характеристика объединения «_______________»

Учебный год

 

 

 
I полугодие
II полугодие
I полугодие
II полугодие
I
полугодие
II
полугодие

Общее количество воспитанников

 

 

 

Количество мальчиков

 

 

 

Количество девочек

 

 

 

Обучающихся в 1-4 классах

 

 

 
Обучающихся в 5-8 классах      
Обучающихся в 9-10 классах      
Обучающихся в средних специальных ОУ      
Обучающихся в ВУЗах      
Посещающих объединение 1 год      
Посещающих объединение 2 года      
Посещающих объединение 3 года и более      
 

II . Учебная (образовательная) деятельность этот раздел включает в себя анализ реализации образовательной программы. В нем констатируется наличие у педагога образовательной программы, с обязательным указанием её вида, срока реализации и возраста детей, на который рассчитана программа. Необходимо указать, в течение какого периода педагог работает по данной программе. При анализе учебной деятельности обязательно указывается цель и задачи образовательной программы, степень их реализации, причины по которым программа не реализована в полном объеме (если таковые есть) и пр.

 

Для сведения:
Вспомним виды образовательных программ :
•  Типовые программы – государственный стандарт. Они создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования РФ и являются базисными в работе по данному профилю. Они могут быть рекомендованы в качестве примерных по той или иной направленности.
•  Модифицированные (или адаптированные) программы – по содержанию и логике совпадают с типовыми, но в них внесены изменения с учетом особенностей формирования и организации детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования.
•  Экспериментальные программы – призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, которые нуждаются практической апробации.
•  Авторские программы – полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов и методистов. Их содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной, актуальностью и самобытностью.

Иногда есть необходимость классифицировать программы по содержанию деятельности:
•  Комплексные – включающие несколько направлений деятельности.
•  Интегрированные – межпредметные программы, изучающие несколько отраслей науки в едином ключе. Например, полихудожественное направление.
•  Модульные – состоят из нескольких самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
•  Сквозные – объединяющие отдельные содержательные аспекты разных образовательных областей.

 
В анализе учебной деятельности необходимо указать, какие современные педагогические технологии применялись при реализации образовательной программы, почему были выбраны именно эти технологии и с какими результатами они внедрены в образовательный процесс.
 

Для сведения:
Напомним, что дословно «технология» обозначает учение о мастерстве. Соответственно педагогическая технология – учение о способах и средствах реализации педагогических процессов.

В научной литературе существуют различные классификации педагогических технологий. Остановимся на классификации, основанной на характерных структурных элементах учебно-воспитательного процесса :
деятельностные технологии ( эвристическое и проблемное обучение, ТРИЗ, тестовое обучение, совместное научное исследование, компьютерное обучение, персонифицированное обучение и т.п.)
мотивационные технологии ( коллективно-творческая деятельность (КТД), организация участия воспитанников в детском и молодежном движении , технологии социального проектирования, самопознания и саморазвития, формирования трудовой и умственной деятельности.)
технологии управления (технологии сотрудничества и обучения в сотрудничестве, проектного и развивающего обучения, игровые, рефлексивные технологии и т.д.)

 

При анализе учебной деятельности учитывается, какие формы подведения итогов реализации образовательной программы были заявлены и проведены в течение анализируемого периода. Указываются их результаты.

 

Для сведения:
Вспомним некоторые формы подведения итогов:
•  выставка
•  тест
•  зачет
•  соревнование
•  конкурс
•  фестиваль
•  творческая работа
•  защита творческого проекта
•  срез знаний и т.п.

 

III . Культурно-досуговая деятельностьданный раздел включает в себя качественный и количественный анализ массовых, воспитательных и досуговых мероприятий разного уровня, в которых приняли участие воспитанники объединения.

Обязательно анализируются формы и виды организации мероприятий (традиционные, новые формы – шоу-программы, деловые игры, тренинги общения, «свободная трибуна» и т.п.).

С 2007/2008 учебного года в ЦРТДиЮ реализуется система целевых программ. Поэтому необходимо указать какие культурно-досуговые мероприятия проводились в рамках целевых программ ( «Досуг», «Здоровье», «Малая родина - Покровск», «Родники», «Семья») и проанализировать, действительно ли с помощью этих программ реально создание культурного пространства в ЦРТДиЮ, т.е. помогают ли эти программы объединить всех участников учебно-воспитательного процесса - воспитанников, педагогов и родителей.

При анализе мероприятий, проводимых внутри объединения, необходимо указать какие воспитательные технологии чаще всего использовались.

 

Для сведения:
Напомним основные воспитательные технологии:
•  Технология педагогического общения – основана на взаимодействии субъектов, при котором ограждается достоинство педагога, сохраняется достоинство и корректируется поведение ребенка.
•  Технология педагогического разрешения конфликта – устранение противоречий в отношениях между субъектами через юмор, компромисс, анализ ситуации, «психологическое поглаживание», при этом обогащается внутренний мир каждого из участников конфликта.
•  Технология предъявления педагогического требования – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной формы через скрытую педагогическую позицию, детализацию выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требований и терпеливое ожидание результатов.
•  Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции и мировоззрения, является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей.
•  КТД – направлена на формирование позитивной деятельностной активности, сопровождающейся чувством коллективного авторства.
•  Тренинг общения – создание у детей средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта – опыта взаимопонимания, общения, поведения и т.п.
•  Шоу-технологии – игровые мероприятия, где есть деление на выступающих и зрителей, соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

 

При анализе культурно-досуговой деятельности необходимо просчитать количество мероприятий (всего, плановых, внеплановых) и количественно-возрастной состав мероприятий разного уровня.

Проводиться также качественный анализ мероприятий с указанием уровня проведения, указываются удачи, поиски, находки, отрицательные моменты и пути их устранения.

Анализ культурно-досуговой деятельности должен содержать качественный анализ мероприятий внутри объединения .

Также необходимо проанализировать результативность участия воспитанников в мероприятиях различного уровня.

 

таблица 2

Результативность участия воспитанников объединения «____________»
в мероприятиях (конкурсах, соревнованиях, фестивалях и т.п.)

Уровень мероприятия

Количество мероприятий

Количество участников

Грамоты за участие

Дипломы

Ценные подарки

________/________учебный год

Муниципальный          
Региональный          
Всероссийский          
Международный          
ИТОГО:
         
________/________учебный год
Муниципальный          
Региональный          
Всероссийский          
Международный          
ИТОГО:
         
________/________учебный год
Муниципальный          
Региональный          
Всероссийский          
Международный          
ИТОГО:
         
 

IV. В разделе «Методическая работа» необходимо указать и проанализировать:
•  Участие или выступления на семинарах, конференциях, МО и т.п. различного уровня.
•  Проведение анкетирования, тестирования, диагностик, мониторингов среди воспитанников объединения.
•  Проведение открытых занятий или мероприятий.
•  Повышение своей квалификации.
•  Издательскую деятельность.
•  Результативность участия в конкурсах педагогического мастерства.
•  Самообразование (тема и где был озвучен или напечатан результат).
•  Взаимопосещение занятий педагогов ЦРТДиЮ и других образовательных учреждений.
•  Работу в жюри конкурсов, аттестационных комиссий и т.п.
•  Общественную деятельность.

V. Общие выводы и рекомендациив этом разделе указываются перспективные направления педагогической деятельности на следующий учебный год с учетом решения проблем , выявленных педагогом в ходе самоанализа. Прописываются меры со стороны администрации, которые позволят улучшить образовательный процесс.

Никифорова Е.А. – зам. директора по УВР

на главную

Сайт управляется системой uCoz