В помощь педагогам дополнительного образования
(по материалам обучающего семинара)
|
|
Документами, регламентирующими деятельность педагога дополнительного образования, являются:
Образовательная программа;
План-программа (планирование на текущий учебный год);
Журнал учета рабочего времени педагога дополнительного образования.
Образовательная программа – это нормативный документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, его условия и результаты.
Ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников несёт образовательное учреждение (в том числе и педагог) в установленном законодательством порядке, согласно пункту 34-му статьи 32-й Закона РФ «Об образовании».
План-программа конкретизирует образовательную программу, так как разрабатывается на текущий учебный год и содержит календарно-тематический план, конкретные воспитательные и методические мероприятия, которые будут реализовываться в течение данного года.
Журнал учета рабочего времени – документ строгой финансовой отчетности, заполняется в соответствии с реальными датами и темами проведенных занятий и мероприятий. Отображает списочный состав объединения, содержит данные о достижениях воспитанников в текущем учебном году, проведение инструктажа по технике безопасности и т.п.
Аналитическая деятельность способствует развитию рефлексивных навыков ( Для сведения: рефлексия – осмысление своей практической деятельности). Самоанализ педагогической деятельности позволяет педагогу оценить (осмыслить) свою деятельность, выявить проблемные зоны и подвести итоги работы по вышеперечисленным нормативным документам за прошедший учебный год в сравнении с предыдущими учебными годами (обычно анализируются данные за три года).
Структура самоанализа содержит следующие разделы:
1. характеристика объединения;
2. учебная (образовательная) деятельность;
3. культурно-досуговая деятельность;
4. методическая работа;
5. общие выводы и рекомендации.
Рассмотрим подробнее:
I . Характеристика объединения включает в себя количественный и качественный анализ состава воспитанников объединения за три года, т.е. сравнивается:
а) общее количество воспитанников (по каждому году обучения)
б) количество групп по годам обучения
в) распределение воспитанников по группам
г) возраст воспитанников
д) количество мальчиков и девочек
Данные заносятся в таблицу и должны совпадать с таблицей годового цифрового отчета в журнале учета рабочего времени:
|
таблица 1 |
Характеристика объединения «_______________»
|
Учебный год |
|
|
|
I полугодие |
II полугодие |
I полугодие |
II полугодие |
I
полугодие |
II
полугодие |
Общее количество воспитанников |
|
|
|
Количество мальчиков |
|
|
|
Количество девочек |
|
|
|
Обучающихся в 1-4 классах |
|
|
|
Обучающихся в 5-8 классах |
|
|
|
Обучающихся в 9-10 классах |
|
|
|
Обучающихся в средних специальных ОУ |
|
|
|
Обучающихся в ВУЗах |
|
|
|
Посещающих объединение 1 год |
|
|
|
Посещающих объединение 2 года |
|
|
|
Посещающих объединение 3 года и более |
|
|
|
|
|
II . Учебная (образовательная) деятельность – этот раздел включает в себя анализ реализации образовательной программы. В нем констатируется наличие у педагога образовательной программы, с обязательным указанием её вида, срока реализации и возраста детей, на который рассчитана программа. Необходимо указать, в течение какого периода педагог работает по данной программе. При анализе учебной деятельности обязательно указывается цель и задачи образовательной программы, степень их реализации, причины по которым программа не реализована в полном объеме (если таковые есть) и пр.
|
|
Для сведения:
Вспомним виды образовательных программ :
Типовые программы – государственный стандарт. Они создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования РФ и являются базисными в работе по данному профилю. Они могут быть рекомендованы в качестве примерных по той или иной направленности.
Модифицированные (или адаптированные) программы – по содержанию и логике совпадают с типовыми, но в них внесены изменения с учетом особенностей формирования и организации детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования.
Экспериментальные программы – призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, которые нуждаются практической апробации.
Авторские программы – полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов и методистов. Их содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной, актуальностью и самобытностью.
Иногда есть необходимость классифицировать программы по содержанию деятельности:
Комплексные – включающие несколько направлений деятельности.
Интегрированные – межпредметные программы, изучающие несколько отраслей науки в едином ключе. Например, полихудожественное направление.
Модульные – состоят из нескольких самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
Сквозные – объединяющие отдельные содержательные аспекты разных образовательных областей. |
|
В анализе учебной деятельности необходимо указать, какие современные педагогические технологии применялись при реализации образовательной программы, почему были выбраны именно эти технологии и с какими результатами они внедрены в образовательный процесс. |
|
Для сведения:
Напомним, что дословно «технология» обозначает учение о мастерстве. Соответственно педагогическая технология – учение о способах и средствах реализации педагогических процессов.
В научной литературе существуют различные классификации педагогических технологий. Остановимся на классификации, основанной на характерных структурных элементах учебно-воспитательного процесса :
деятельностные технологии ( эвристическое и проблемное обучение, ТРИЗ, тестовое обучение, совместное научное исследование, компьютерное обучение, персонифицированное обучение и т.п.)
мотивационные технологии ( коллективно-творческая деятельность (КТД), организация участия воспитанников в детском и молодежном движении , технологии социального проектирования, самопознания и саморазвития, формирования трудовой и умственной деятельности.)
технологии управления (технологии сотрудничества и обучения в сотрудничестве, проектного и развивающего обучения, игровые, рефлексивные технологии и т.д.) |
|
При анализе учебной деятельности учитывается, какие формы подведения итогов реализации образовательной программы были заявлены и проведены в течение анализируемого периода. Указываются их результаты. |
|
Для сведения:
Вспомним некоторые формы подведения итогов:
выставка
тест
зачет
соревнование
конкурс
фестиваль
творческая работа
защита творческого проекта
срез знаний и т.п. |
|
III . Культурно-досуговая деятельность – данный раздел включает в себя качественный и количественный анализ массовых, воспитательных и досуговых мероприятий разного уровня, в которых приняли участие воспитанники объединения.
Обязательно анализируются формы и виды организации мероприятий (традиционные, новые формы – шоу-программы, деловые игры, тренинги общения, «свободная трибуна» и т.п.).
С 2007/2008 учебного года в ЦРТДиЮ реализуется система целевых программ. Поэтому необходимо указать какие культурно-досуговые мероприятия проводились в рамках целевых программ ( «Досуг», «Здоровье», «Малая родина - Покровск», «Родники», «Семья») и проанализировать, действительно ли с помощью этих программ реально создание культурного пространства в ЦРТДиЮ, т.е. помогают ли эти программы объединить всех участников учебно-воспитательного процесса - воспитанников, педагогов и родителей.
При анализе мероприятий, проводимых внутри объединения, необходимо указать какие воспитательные технологии чаще всего использовались. |
|
Для сведения:
Напомним основные воспитательные технологии:
Технология педагогического общения – основана на взаимодействии субъектов, при котором ограждается достоинство педагога, сохраняется достоинство и корректируется поведение ребенка.
Технология педагогического разрешения конфликта – устранение противоречий в отношениях между субъектами через юмор, компромисс, анализ ситуации, «психологическое поглаживание», при этом обогащается внутренний мир каждого из участников конфликта.
Технология предъявления педагогического требования – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной формы через скрытую педагогическую позицию, детализацию выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требований и терпеливое ожидание результатов.
Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции и мировоззрения, является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей.
КТД – направлена на формирование позитивной деятельностной активности, сопровождающейся чувством коллективного авторства.
Тренинг общения – создание у детей средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта – опыта взаимопонимания, общения, поведения и т.п.
Шоу-технологии – игровые мероприятия, где есть деление на выступающих и зрителей, соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. |
|
При анализе культурно-досуговой деятельности необходимо просчитать количество мероприятий (всего, плановых, внеплановых) и количественно-возрастной состав мероприятий разного уровня.
Проводиться также качественный анализ мероприятий с указанием уровня проведения, указываются удачи, поиски, находки, отрицательные моменты и пути их устранения.
Анализ культурно-досуговой деятельности должен содержать качественный анализ мероприятий внутри объединения .
Также необходимо проанализировать результативность участия воспитанников в мероприятиях различного уровня. |
|
таблица 2 |
Результативность участия воспитанников объединения «____________»
в мероприятиях (конкурсах, соревнованиях, фестивалях и т.п.) |
Уровень мероприятия |
Количество мероприятий |
Количество участников |
Грамоты за участие |
Дипломы |
Ценные подарки |
________/________учебный год |
Муниципальный |
|
|
|
|
|
Региональный |
|
|
|
|
|
Всероссийский |
|
|
|
|
|
Международный |
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
________/________учебный год |
Муниципальный |
|
|
|
|
|
Региональный |
|
|
|
|
|
Всероссийский |
|
|
|
|
|
Международный |
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
________/________учебный год |
Муниципальный |
|
|
|
|
|
Региональный |
|
|
|
|
|
Всероссийский |
|
|
|
|
|
Международный |
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
IV. В разделе «Методическая работа» необходимо указать и проанализировать:
Участие или выступления на семинарах, конференциях, МО и т.п. различного уровня.
Проведение анкетирования, тестирования, диагностик, мониторингов среди воспитанников объединения.
Проведение открытых занятий или мероприятий.
Повышение своей квалификации.
Издательскую деятельность.
Результативность участия в конкурсах педагогического мастерства.
Самообразование (тема и где был озвучен или напечатан результат).
Взаимопосещение занятий педагогов ЦРТДиЮ и других образовательных учреждений.
Работу в жюри конкурсов, аттестационных комиссий и т.п.
Общественную деятельность. |
V. Общие выводы и рекомендации – в этом разделе указываются перспективные направления педагогической деятельности на следующий учебный год с учетом решения проблем , выявленных педагогом в ходе самоанализа. Прописываются меры со стороны администрации, которые позволят улучшить образовательный процесс. |
Никифорова Е.А. – зам. директора по УВР
|