Анализ деятельности методической службы Центра развития творчества детей и юношества г. Энгельса за 2009-2010 учебный год. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, содействия повышению качества дополнительного образования и для активизации методической деятельности учреждения в 2007 году была организована методическая служба ЦРТДиЮ . На сегодняшний момент – это отдел организационно-методической работы, внутри которого осуществляют свою деятельность 11 методистов по направлениям деятельности ЦРТДиЮ. Среди них: по основной должности - 4 методиста; по совмещению должностей (с нагрузкой 0,5 ставки) - 5 методистов; 2 методиста являются совместителями (с нагрузкой 0,5 ставки). По сравнению с прошлым учебным годом численность методистов увеличилась на одного человека. Но следует учитывать, что пять методистов совмещают должности, а два методиста являются совместителями и все эти 7 специалистов имеют нагрузку 0,5 тарифной ставки, поэтому суммарный КПД их деятельности не превышает КПД деятельности 3-х специалистов, имеющих полную нагрузку. Квалификационные уровни членов методической службы за отчетный период следующие: 1 методист является кандидатом педагогических наук, высшую квалификационную категорию имеют 9 человек, первую -1 и вторую квалификационную категорию – 1 человек. Работа методической службы в 2009-2010 учебном году проходила согласно утвержденному плану работы и в соответствии с поставленными целями и задачами. Цель: Реализация целевых программ ЦРТДиЮ для формирования общего культурного пространства, способствующего развитию творческой личности воспитанников и росту профессионального мастерства педагогов. Развитие и модернизация системы дополнительного образования детей, а соответственно и самого учреждения ДО, связана с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности, что на практике предусматривает необходимость организации условий для наиболее полной реализации инновационного потенциала педагога. Важным фактором становиться научное и системное методическое сопровождение этой деятельности, осуществляемое методической службой ЦРТДиЮ. Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе учреждения, от его квалификации и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки профессиональной компетентности педагогов тормозится и процесс развития учреждения. Поэтому методической службой создавались условия, при которых педагоги могли приобрести необходимый педагогический опыт и максимально реализовать свой потенциал. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Квалификационно-образовательные уровни педагогов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В рамках целевой программы «Кадры» проводилась активная работа по повышению профессионального уровня педагогов и руководителей. Без отрыва от производства (с октября 2009г. по март 2010г.) 30 педагогических работников (педагогов, педагогов-организаторов, заведующих структурными подразделениями) прошли обучение на курсах повышения квалификации СарИПКиПРО, организованных на базе Центра. Формирование мотивационной, содержательной и технологической готовности педагога – задача методической службы, связанная со стимулированием самообразования, саморазвития, самореализации. Поэтому методическая служба обращала пристальное внимание на научную и теоретическую компетентность педагога, создавала условия для реализации его личностных функций, повышения уровня профессионального саморазвития и готовности к инновациям. Так в ноябре 2009 года впервые была проведена «Неделя педагогических находок», целью которой являлась реализация инновационного потенциала педагогов Центра, совершенствование форм методической работы и распространение передового педагогического опыта. В рамках «Недели педагогических находок» (с 29 октября по 3 ноября 2010г.) прошли: В целях повышения профессионального потенциала педагогов Центра в течение года традиционно проводились обучающие семинары на актуальные темы: Обучающие семинары были организованы и для руководящего состава ЦРТДиЮ: 26 февраля 2010 года по инициативе ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» и «Центра развития творчества детей и юношества» г. Энгельса прошла областная научно-практическая конференция «Развитие инновационной деятельности в системе дополнительного образования». Целью конференции явилось обсуждение актуальных проблем дополнительного образования в контексте современных тенденций развития образования: расширение возможностей повышения эффективности и качества обучения и воспитания с использованием инновационных подходов, методик, технологий, обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения в современных условиях. В конференции приняли участие сотрудники ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», директора учреждений дополнительного образования, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы из 9 районов области. От ЦРТДиЮ участвовали 16 педагогов: с очным докладами - 8 (включая директора ЦРТДиЮ С.Н.Прокофьеву) и со стендовыми докладами 8 педагогов. На конференции работали 4 секции по следующим направлениям:
Результатами участия педагогов Центра в конференции стали 4 диплома I степени (С.Н.Прокофьева, Вест Ю.Н., Некрасова Е.П., Файзрахманова М.А.), диплом II степени (Маркова Т.В.) и III -й степени (Буцких В.В.) 2 апреля 2010 года директор Центра С.Н.Прокофьева приняла участие в качестве руководителя площадки «Организация познавательной и досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования» на региональной конференции, целью которой было исследование потребности, существующих проблем, обмен опытом в продвижении инклюзивного образования в школах, дошкольных образовательных учреждениях, в сфере дополнительного образования детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. В докладе С.Н.Прокофьевой был представлен опыт работы МОУ ДОД «Центр развития детей и юношества» по инклюзивному образованию, обучению детей-инвалидов на дому, организации досуговой и познавательной деятельности детей с ОВЗ. 15 апреля 2010 года на базе ЦРТДиЮ педагогами Центра в рамках регионального семинара для слушателей курсов повышения квалификации СарИПКиПРО были проведены открытые занятия и мероприятия: В течение отчетного периода члены методической службы, педагоги и руководители выступали с докладами и принимали активное участие в конференциях, научно-практических семинарах, круглых столах, информационных семинарах муниципального, регионального и более высокого уровней: Подтверждением активной методической деятельности в ЦРТДиЮ служат результаты участия педагогов Центра в профессиональных конкурсных мероприятиях: В течение учебного года высокого уровня достигла компьютерная грамотность педагогических работников Центра. Методисты и педагоги Центра активно работали в сетевых сообществах («ЗАВУЧ.ИНФО», «1 сентября», «Миноброрг» и т.д.), принимали участие во Всероссийских интернет-конкурсах («Мастерская учителя», «Конкурс Интернет-сайтов образовательных учреждений»), применяли на занятиях информационно-коммуникативные технологии. Педагоги Иордан Е.А. и Воловик С.В. провели мастер-классы для пользователей сайта «Страна мастеров» федерального научно-методического центра им. Л.Занкова. На сайте ЦРТДиЮ были размещены анонсы учебно-методических комплектов, сценарные разработки, новости методической деятельности Центра и «Анализ деятельности МС ЦРТДиЮ за 2008/2009 учебный год». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количественный анализ мероприятий методической службы: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего за анализируемый период методической службой дано более 780 консультаций педагогам Центра, и более 600 консультаций педагогам других образовательных учреждений. Рост числа консультаций наблюдался в связи с тем, что в 2009-2010 учебном году методисты приняли активное участие в организации районных и областных конкурсов не только для воспитанников ЦРТДиЮ, но и обучающихся школ города и района. В течение учебного года регулярно проводились заседания методических объединений педагогов всех направленностей. На них рассматривались вопросы, касающиеся:
В общей сложности число заседаний методических объединений за анализируемый период составило 27. На базе объединения «АБВГДейка» в течение отчетного периода проводился эксперимент учрежденческого уровня (приказ № 208 от 26.10.2009 года) по теме «Модель портфеля индивидуальных образовательных достижений воспитанников (портфолио)» . Основными целями эксперимента являлось отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений дошкольников; прогнозирование траектории личностного развития дошкольников; индивидуализация дополнительного образования. В рамках эксперимента проводилаь большая работа с родителями воспитанников, составлено 9 полноценных портфолио с рекомендациями для родителей от психолога. За отчетный период методической службой были подготовлены информационные материалы, справки и презентации для коллегий комитета по образованию и молодежной политике, посвященных развитию районной системы дополнительного образования (ноябрь 2009 г.) и подготовке к 65-летию Победы (март 2010 г.). Также для Комитета по образованию и молодежной политике АЭМР подготовлена информация: Для Администрации ЭМР в апреле 2010 года подготовлен отчет по экологии (для доклада по охране окружающей среды Саратовской области) и разработаны предложения в концепцию непрерывного экологического образования на период 2009-2019 г. Методической службой велась разработка программы КОМП развития системы дополнительного образования ЭМР. Проект программы был рассмотрен и утвержден на коллегии в ноябре 2009 года. Также специалисты методической службы ЦРТДиЮ приняли участие в разработке стандартов качества предоставления муниципальных услуг в области дополнительного образования детей и порядка оценки фактического соответствия качества предоставляемых муниципальных услуг. В течение учебного года велась работа по аттестации педагогических работников - 12 педагогов были аттестованы на вторую, 4 педагога на первую и 9 педагогов на высшую квалификационную категорию . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоги аттестации педагогических сотрудников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В настоящее время в ЦРТДиЮ каждое детское объединение обеспечено программным материалом. Педагогами Центра реализуются 58 образовательных программ. Из них 51 адаптированная (86%), 2 модифицированные (3,4%), и 6 авторских. В числе реализуемых в ЦРТДиЮ авторских образовательных программ: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение образовательного процесса программным материалом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В течение учебного года методисты продолжили работу над созданием электронного банка данных издательской продукции по различным направленностям. В прошлом году банк данных содержал более 500 наименований литературных источников по педагогике, психологии и методике организации учебно-воспитательной деятельности в различных областях дополнительного образования детей. За период с 2009 по 2010 год он пополнился более 100 изданиями. В 2009/2010 учебном году педагогическими работниками велась активная издательская деятельность. На портале Всероссийского электронного издания ЗАВУЧ.ИНФО педагоги Волоткович О.И., Воловик С.В., Гордиенко Н.А., Никифорова Е.А., Некрасова Е.П., Зеленцова Ю.П. опубликовали свои методические разработки. Методической службой за отчетный период было разработано и издано 4 методических сборника, 4 учебных электронных комплекта (методические рекомендации + DVD ). Материалы выступлений Сыса Г.П. и Вест Ю.Н. на X-й областной конференции поисковых отрядов «Равнение на Победу!» (17.12.09 г. Саратов). отобраны для публикации в сборнике Министерства культуры Саратовской области. Статьи Гордиенко Н.А. «Опытно-экспериментальная деятельность в УДО (на материале экспериментальной деятельности ЦРТДиЮ г.Энгельса)» и Никифоровой Е.А. « Методическое сопровождение педагогической деятельности в условиях дополнительного образования (из опыта деятельности методической службы МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Энгельса) о публикованы в сборнике научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование: от традиций к инновациям». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издательская деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Согласно поставленным целям была проведена диагностика удовлетворенности участников образовательного процесса реализацией целевых программ ЦРТДиЮ. В самоанализах педагогической деятельности за год более 96% педагогов отчитались, что воспользовались мероприятиями, предложенными целевыми программами и остались удовлетворены их качеством. Так же педагоги отметили, что при реализации данных программ достигается основная цель их внедрения в образовательный процесс – формирование единого культурного пространства Центра. С целью определения психологического климата в коллективе и образовательной среды в течение учебного года с участием психологической службы ЦРТДиЮ был проведен целый ряд мероприятий и мониторинговых исследований, в частности: 1. Мониторинг в рамках целевой программы «Кадры»; 3. Мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса реализацией целевых программ ЦРТДиЮ: 4. Индивидуальные диагностики; 5. Тренинговые занятия: 6. Консультирование по психологическим вопросам; 7. Психологическое просвещение: проведение обучающего семинара по теме «Психологические вопросы образовательного процесса в УДО. Эмоциональное и профессиональное выгорание». Педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе, и эффективность его деятельности определяют многие психологические факторы среды. В связи с чем, особое значение приобретают мониторинговые исследования психологических условий образовательной среды. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По сравнению с прошлым учебным годом уровень удовлетворенности образовательным учреждением среди педагогов стал выше на 6, 4 %. Высокие показатели по критерию «эмоционально – психологический климат» в 2009/2010 учебном году снижены на 14,2%. Снижение уровня удовлетворенности психологическими условиями произошло по причине введения новой системы оплаты труда, которая предусматривает более высокую конкурентную борьбу между педагогами, способствует возникновению информационного стресса, вызванного интенсивным потоком новой информации относительно профессиональной деятельности. Также влияние на снижение уровня по данному критерию оказывают последствия, связанные с общей экономической нестабильностью. Несмотря на снижение уровня показателей, удовлетворенность педагогами психологическим климатом за период 2009/2010 учебного года осталась достаточно высокой. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравнительная диаграмма мониторинга психологических условий образовательной среды |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Педагоги высоко оценивают степень содействия администрации в их профессиональном росте (за 2009/2010 учебный год в сумме показатели высокие и выше среднего составляют 89,2%). Показатели по данному критерию стабильные. Современное общество нуждается в гражданах, успешно функционирующих в социальной среде. Если педагоги обучают и воспитывают детей с учетом новых социальных требований, то они сами должны стремиться соответствовать им. Современный педагог должен быть не только компетентным в области знаний, но также быть творчески одаренным, уметь сотрудничать и эффективно работать в команде. Поэтому, было проведено диагностическое исследования «Определение уровня готовности педагогов ЦРТДиЮ к работе в интерактивном и групповом режиме», с целью выявления творческих способностей педагогов, а также их готовности работать в групповом и интерактивном режиме. Было обследовано 43 респондента. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень готовности педагогов к работе в интерактивном и групповом режиме |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диаграмма уровня готовности педагогов к работе в групповом и интерактивном режиме |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В результате диагностических исследований выявлено, что 67,4 % педагогов ЦРТДиЮ имеют средний уровень готовности к работе в интерактивном и групповом режиме, то есть У 16, 3 % педагогов выявлен сниженный уровень готовности к работе в интерактивном и групповом режиме, то есть эти педагоги И только у 16,3 % педагогов выявлен высокий уровень готовности к работе в интерактивном и групповом режиме. Педагоги этой группы В целом были получены оптимальные результаты, однако есть необходимость развивать у педагогов способность работать в команде, активнее использовать тренинги формирования способностей работы в интерактивном режиме, методы «мозговых штурмов» и «копилок идей». В учреждении дополнительного образования детей важную роль играет творческий потенциал педагогов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень творческого потенциала педагогического коллектива |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как видно из таблицы творческий потенциал у педагогического коллектива ЦРТДиЮ - оптимальный. Педагоги обладают теми качествами, которые позволяют им творить, однако существуют механизмы, которые тормозят процесс творчества. В процессе исследования выявлено, что у некоторых педагогов Центра утрачено непосредственное отношение к миру. В сознании преобладают прагматические взгляды и установки. Большинство опрошенных педагогов считают, что окружающий мир не может быть улучшен. Они склоны сомневаться в своих возможностях. Считают, что идеи, которые они вынашивают, не принесут значительный прогресс в той сфере, в которой они работают. Сталкиваясь с трудностями и препятствиями в процессе реализации творческих идей, часто отступают от задуманного. Для коррекции данной ситуации в следующем учебном году запланировано проведение с педагогами тренингов развития позитивного и творческого мышления. Обновление образования требует от педагогов уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, рефлексивных и прогностических способностей. Поэтому целью методической службы следующего учебного года будет создание условий для достижения такого уровня профессионального развития педагогов, когда они смогут осознанно и активно включаться в инновационный поиск и в процесс освоения и введения педагогических инноваций в практику. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Никифорова Е.А. – зам. директора по УВР |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При составлении анализа методической деятельности |