Анализ деятельности методической службы Центра развития творчества детей и юношества г. Энгельса за 2008-2009 учебный год. |
|||||||||||||||||||||||||||
В 2007/2008 учебном году для активизации методической работы в ЦРТДиЮ была организована методическая служба. На 2008/2009 учебный год были определены следующие цели и задачи методической деятельности: Цель: Реализация целевых программ в образовательном процессе ЦРТДиЮ для формирования общего культурного пространства, способствующего развитию творческой личности воспитанников и росту профессионального мастерства педагогов. Задачи: В состав методической службы 2008/2009 вошли 10 методистов: Из них: с высшей квалификационной категорией – 7 По сравнению с прошлым учебным годом численность методистов не изменилась. Работа методической службы проходила согласно утвержденному плану работы и в соответствии с поставленными целями и задачами. В рамках целевой программы «Кадры» проводилась активная работа по повышению профессионального уровня педагогов и руководителей. Если в 2007/2008 учебном году было проведено 4 обучающих семинара для педагогов д/о, то в 2008/2009 учебном году проведено уже 6 обучающих семинаров по актуальным вопросам: В прошедшем учебном году на базе ЦРТДиЮ были проведены 2 областных семинара по вопросам дошкольного развития детей и интеграции дополнительного и общего образования: |
|||||||||||||||||||||||||||
Количественный анализ мероприятий методической службы: |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
Всего за анализируемый период методической службой дано более 730 консультаций педагогам Центра, и более 590 консультаций педагогам других учреждений. Кроме того совместно с УМЦ зам. директора по УВР Никифоровой Е.А. был проведен семинар «Разработка образовательных программ дополнительного образования детей» для заместителей директоров по УВР учреждений образования Энгельсского района. 4 руководителя прошли обучение на консультативном семинаре по нормативно-правовым и финансово-экономическим аспектам деятельности УДО, 16 педагогов в течение года обучались на курсах компьютерной грамотности, 2 педагога окончили курсы WEB -дизайна. 3 руководителя (директор учреждения и 2-а заместителя) прошли курсы переподготовки по специальности «Менеджмент в образовании» на базе СарИПКиПРО. В рамках целевой программы «Кадры» традиционно проводился внутренний конкурс педагогических достижений «Сердце на ладони» , в котором за три года приняли участие семнадцать педагогов учреждения. В 2008/2009 в конкурсных мероприятиях приняли участие 3 педагога д/о (отделы «Мастер. RU » и ХЭО) и 3 педагога-организатора. Награждение победителей конкурса проходило на церемонии награждения лучших педагогов и воспитанников Центра «Золотой пеликан», которая является одной из форм поощрения педагогов и воспитанников ЦРТДиЮ. С целью формирования стабильного педагогического коллектива учреждения и оптимального развития его профессионального потенциала награждение работников ЦРТДиЮ проводится по 11 номинациям. В течение учебного года велась работа по аттестации педагогических работников - 11 педагогов были аттестованы на вторую, 1 педагог на первую и 4 педагога на высшую квалификационную категорию ( для сравнения в 2007/2008 учебном году 2 педагога Центра подтвердили высшую квалификационную категорию, 2-м педагогам присвоена 1-я категория, а 11-ти педагогическим работникам – 2-я квалификационная категория). |
|||||||||||||||||||||||||||
Квалификационно-образовательные уровни педагогов |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
В настоящее время в ЦРТДиЮ каждое детское объединение обеспечено программным материалом. Педагогами Центра реализуются 58 образовательных программ. Из них 51 адаптированная (85%), 2 модифицированные (3%), и 5 авторских (в их числе авторская программа «Жемчужинка», единственная в Саратовской области, удостоенная в 2008 году диплома VIII Всероссийского конкурса авторских программ и авторская программа «Калейдоскоп», удостоенная 1-го места на областном конкурсе авторских программ в июне 2009 года). |
|||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение образовательного процесса программным материалом |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
Из данных таблицы следует, что из-за сокращения педагогических работников уменьшилось количество реализуемых в Центре образовательных программ, но качество программного материала улучшилось за счет разработки авторских программ. В течение учебного года регулярно проводились заседания методических объединений педагогов всех направленностей. На них рассматривались вопросы, касающиеся: В общей сложности число заседаний методических объединений за анализируемый период составило 28. Также в рамках методической деятельности были проведены профессиональные мастер-классы для педагогов театров мод. В течение учебного года методисты продолжили работу над созданием электронного банка данных издательской продукции по различным направленностям. В прошлом году банк данных содержал более 350 наименований литературных источников по педагогике, психологии и методике организации учебно-воспитательной деятельности в различных областях дополнительного образования детей. За период с 2008 по 2009 год он пополнился ещё 150 изданиями. В 2008/2009 учебном году активизировалась издательская деятельность. Было разработано 5 методических сборников, 5 учебных электронных комплекта (методические рекомендации + DVD ) Также был издан альбом методических материалов «Экология и война». |
|||||||||||||||||||||||||||
Издательская деятельность |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
С 2006 года в ЦРТДиЮ была открыта региональная экспериментальная площадка. В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы в 2008/2009 учебном году на базе отдела «РОСТОК» проводился заключительный этап эксперимента по теме «Интенсивное развитие детей дошкольного возраста в условиях УДО». Опыт работы экспериментальной площадки неоднократно представлялся на областных семинарах, а в марте 2009 года на региональной конференции «Методическое обеспечение инновационной деятельности» доклад Гордиенко Н.А. об экспериментальной работе удостоен 1-го места. В мае 2009 года региональная экспериментальная площадка завершила свою работу. По выводам научного совета СарИПКиПРО программа эксперимента выполнена в полном объеме и с высоким уровнем результативности. Согласно поставленным целям была проведена диагностика удовлетворенности педагогов реализацией целевых программ ЦРТДиЮ. В самоанализах педагогической деятельности за год более 70% педагогов отчитались, что воспользовались мероприятиями, предложенными целевыми программами и остались удовлетворены их качеством. Так же педагоги отметили, что при реализации данных программ достигается основная цель их внедрения в образовательный процесс – формирование единого культурного пространства Центра. Методическая служба ЦРТДиЮ в 2008/2009 годах приняла активное участие в разработке положений, нормативных документов, критериев и показателей результативности деятельности педагогических работников для введения новой системы оплаты их труда. В частности были разработаны и утверждены критерии и показатели результативности труда методистов, педагогов-организаторов, заведующих отделами, заместителей директоров, технического персонала. \ Было разработано положение об индивидуальном обучении детей-инвалидов на дому. Рекомендации: Необходимо продолжить работу по формированию культурного и информационного пространства Центра через внедрение в учебно-воспитательный процесс целевых программ. Совместно с психологической службой провести мониторинг всех участников образовательного процесса по выявлению степени их удовлетворенности реализацией целевых программ. Скорректировать в связи с окончанием действия Концепцию воспитательной системы ЦРТДиЮ. Методической службе необходимо обратить внимание на повышение эффективности работы по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта, используя для этого передовые информационные технологии, активнее создавать мультимедийные презентации, осуществлять публикации в педагогических изданиях, активизировать сотрудничество с областным педагогическим обществом. Необходимо расширять и укреплять взаимодействие с психологической службой Центра для проведения мониторинговых исследований педагогического коллектива, обучающихся и их родителей. Практиковать на семинарах психологические тренинги для педагогов, направленные на корректировку эффекта профессионального выгорания.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Психологическое сопровождение образовательного процесса |
|||||||||||||||||||||||||||
В 2008 году в Центре развития творчества детей и юношества организована психологическая служба. Цель которой - совершенствование психолого – педагогического сопровождения для повышения качества образовательного процесса в ЦРТДиЮ. Деятельность психологической службы осуществлялась по нескольким направлениям: В связи с тем, что дополнительное образование имеет свою специфику, формализованные методики, рекомендуемые к применению в школах, были адаптированы с учетом особенностей дополнительного образования. С декабря 2008 учебного года по февраль 2009 года в рамках целевых программ: «Здоровье», «Семья», «Одарённые дети», «Досуг», «Моя малая родина - Покровск» проводились мониторинговые исследования, в которых использовался диагностический инструментарий, позволяющий изучить: отношение обучающихся ЦРТДиЮ к своему физическому и психическому здоровью, к Отечеству, труду и знаниям, семейным ценностям, человеку как к таковому (альтруизм), как к другому (толерантность), способность генерировать новые идеи, нравственные установки. Также психологической службой проводились мониторинговые исследования участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей) с целью исследования: В мониторинговом исследовании приняли участие 1785 участника образовательного процесса, из них 907 - обучающиеся ЦРТДиЮ в возрасте от 9 до 16 лет и 878 человек родителей. |
|||||||||||||||||||||||||||
Диагностический инструментарий: |
|||||||||||||||||||||||||||
Диагностика психологических условий образовательной среды (анкета для обучающихся, составлена к. п. н. Бадьиной Н. П., адаптирована психологической службой ЦРТДиЮ); |
|||||||||||||||||||||||||||
Сводная таблица психологических условий образовательной среды (907 респондентов) |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
Диаграмма уровня удовлетворенности обучающихся образовательной средой ЦРТДиЮ |
|||||||||||||||||||||||||||
В результате исследования выявлено: Диагностические исследования 417 обучающихся ЦРТДиЮ показали, что воспитанники Центра на 99,03% удовлетворены предоставляемым им уровнем дополнительных услуг. | |||||||||||||||||||||||||||
В результате проведения мониторинговых исследований были выявлены и проблемные зоны воспитанников Центра: |
|||||||||||||||||||||||||||
Для решения данных проблем были предприняты следующие меры: По запросу педагогов и родителей в течении учебного года проводилась индивидуальная диагностика обучающихся ЦРТДиЮ и проведены мероприятия по их психокоррекции : |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
В течение учебного года психологами была проведена большая просветительская работа среди участников образовательного процесса:
- проведено заседание методического объединения культурно – досугового отдела на тему «Как поддержать и сохранить психическое равновесие?» - подготовлены доклады для педагогических советов: «Методы проведения психолого – педагогических диагностик» - в рамках обучающего семинара для педагогов ЦРТДиЮ «Диагностика эффективности образовательного процесса» была представлена мультимедийная презентация опыта работы психологической службы по данной теме. Педагог является ключевой фигурой в образовательной среде, и от его профессионализма зависит эффективность образовательного процесса. В связи с этим проводилось мониторинговое исследование степени выраженности профессиональных способностей педагогов, а также уровня удовлетворенности педагогов образовательной средой учреждения. Данные мониторинговые исследования проводились в рамках целевой программы «Кадры». Выводы по результатам мониторинговых исследований педагогического коллектива: - «Педагог глазами воспитанников», в котором воспитанники оценили педагогов Центра на 4,7 балла из 5-ти возможных (Т.е. выявлен высокий уровень оценки воспитанниками профессиональных и личностных качеств педагогов). - «Психологический портрет педагога», в котором исследовался уровень адаптации педагогов к изменениям образовательной среды (Педагоги Центра показали оптимальный уровень адаптации в образовательной среде). Согласно мониторинговым исследованиям педагогической деятельности более 70% педагогов воспользовались мероприятиями, предложенными целевыми программами Центра и остались удовлетворены их качеством. Педагоги отметили, что при этом достигается основная цель внедрения в образовательный процесс целевых программ – формирование единого культурного пространства Центра. Исследования педагогического коллектива показали, что педагоги на 86,7% удовлетворены образовательным учреждением, в котором работают, но это не 100%. Значит, есть повод для размышления администрации ЦРТДиЮ. |
|||||||||||||||||||||||||||
Никифорова Е.А. – зам. директора по УВР |