на главную

Анализ деятельности методической службы Центра развития творчества детей и юношества г. Энгельса за 2008-2009 учебный год.

В 2007/2008 учебном году для активизации методической работы в ЦРТДиЮ была организована методическая служба. На 2008/2009 учебный год были определены следующие цели и задачи методической деятельности:

Цель: Реализация целевых программ в образовательном процессе ЦРТДиЮ для формирования общего культурного пространства, способствующего развитию творческой личности воспитанников и росту профессионального мастерства педагогов.

Задачи:
•  Пропаганда системы целевых программ ЦРТДиЮ среди участников образовательного процесса;
•  Разработка методических рекомендаций по реализации программы развития ЦРТДиЮ и внедрению целевых программ в учебно-воспитательный процесс; предоставление педагогам информации о целевых программах;
•  Раскрытие творческого потенциала педагогов через их совместную деятельность по внедрению целевых программ;
•  Диагностика степени удовлетворенности всех участников учебно-воспитательного процесса результатами реализации целевых программ ЦРТДиЮ;
•  Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем разработки и внедрения образовательных программ нового поколения, современных педагогических технологий обучения и воспитания;
•  Анализ состояния учебно-воспитательной работы в ЦРТДиЮ;
•  Оказание поддержки педагогическим работникам в подготовке к аттестации.

В состав методической службы 2008/2009 вошли 10 методистов:
5 методистов (по основной должности)
3 методиста (по совмещению должностей)
2 методиста (совместители)

Из них: с высшей квалификационной категорией – 7
с первой квалификационной категорией – 1
со второй квалификационной категорией – 2

По сравнению с прошлым учебным годом численность методистов не изменилась.

Работа методической службы проходила согласно утвержденному плану работы и в соответствии с поставленными целями и задачами.

В рамках целевой программы «Кадры» проводилась активная работа по повышению профессионального уровня педагогов и руководителей. Если в 2007/2008 учебном году было проведено 4 обучающих семинара для педагогов д/о, то в 2008/2009 учебном году проведено уже 6 обучающих семинаров по актуальным вопросам:
•  «Инновации в образовании. Портфолио индивидуальных достижений педагогических кадров образовательных учреждений Саратовской области »
•  «Здоровьесберегающие, проектные и информационно-коммуникативные технологии»
•  «Влияние Комплексного проекта модернизации образования Саратовской области на систему дополнительного образования детей»
•  «Диагностика степени сформированности психолого – педагогической компетенции педагогов. Собственная диагностика педагога»
•  «Самоанализ деятельности педагогических работников в учреждении дополнительного образования детей»
•  «Современное занятие. Нетрадиционные формы занятий в системе дополнительного образования детей».

В прошедшем учебном году на базе ЦРТДиЮ были проведены 2 областных семинара по вопросам дошкольного развития детей и интеграции дополнительного и общего образования:
•  «Открытые занятия в рамках опытно-экспериментальной деятельности УДО»
•  «Организация дополнительного образования и досуга учащихся» (в рамках курсов переподготовки руководителей образовательных учреждений при СарИПКиПРО).

 

Количественный анализ мероприятий методической службы:

Мероприятия

2007/2008 год

2008/2009 год

Консультации для педагогов Центра

605

738

Консультации для педагогов других образовательных учреждений

190

592

Обучающие семинары для педагогов Центра

4

6

Региональные семинары

4

2

 

Всего за анализируемый период методической службой дано более 730 консультаций педагогам Центра, и более 590 консультаций педагогам других учреждений. Кроме того совместно с УМЦ зам. директора по УВР Никифоровой Е.А. был проведен семинар «Разработка образовательных программ дополнительного образования детей» для заместителей директоров по УВР учреждений образования Энгельсского района.

4 руководителя прошли обучение на консультативном семинаре по нормативно-правовым и финансово-экономическим аспектам деятельности УДО, 16 педагогов в течение года обучались на курсах компьютерной грамотности, 2 педагога окончили курсы WEB -дизайна. 3 руководителя (директор учреждения и 2-а заместителя) прошли курсы переподготовки по специальности «Менеджмент в образовании» на базе СарИПКиПРО.

В рамках целевой программы «Кадры» традиционно проводился внутренний конкурс педагогических достижений «Сердце на ладони» , в котором за три года приняли участие семнадцать педагогов учреждения. В 2008/2009 в конкурсных мероприятиях приняли участие 3 педагога д/о (отделы «Мастер. RU » и ХЭО) и 3 педагога-организатора. Награждение победителей конкурса проходило на церемонии награждения лучших педагогов и воспитанников Центра «Золотой пеликан», которая является одной из форм поощрения педагогов и воспитанников ЦРТДиЮ. С целью формирования стабильного педагогического коллектива учреждения и оптимального развития его профессионального потенциала награждение работников ЦРТДиЮ проводится по 11 номинациям.

В течение учебного года велась работа по аттестации педагогических работников - 11 педагогов были аттестованы на вторую, 1 педагог на первую и 4 педагога на высшую квалификационную категорию ( для сравнения в 2007/2008 учебном году 2 педагога Центра подтвердили высшую квалификационную категорию, 2-м педагогам присвоена 1-я категория, а 11-ти педагогическим работникам – 2-я квалификационная категория).

 

Квалификационно-образовательные уровни педагогов

показатели годов

Общая численность

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

Высшее образование

Сред.спец. образование

Незаконч. высшее

2008
(данные на 31.05.2008 г.)

105 чел.

50 чел. (48%)

26 чел. (25%)

23 чел.
(22%)

61 чел.
(58%)

31 чел.
(30%)

6 чел.

2009
(данные на 1.04.2009 г.)

90 чел.

36 чел.
(40%)

22 чел. (24%)

17 чел.
(19%)

64 чел.
(71%)

18 чел.
(20%)

6 чел.

 

В настоящее время в ЦРТДиЮ каждое детское объединение обеспечено программным материалом. Педагогами Центра реализуются 58 образовательных программ. Из них 51 адаптированная (85%), 2 модифицированные (3%), и 5 авторских (в их числе авторская программа «Жемчужинка», единственная в Саратовской области, удостоенная в 2008 году диплома VIII Всероссийского конкурса авторских программ и авторская программа «Калейдоскоп», удостоенная 1-го места на областном конкурсе авторских программ в июне 2009 года).

 

Обеспечение образовательного процесса программным материалом

Виды образовательных программ

2007/2008 уч. год

2008/2009 уч. год

адаптированные

66 (94 %)

51 (85%)

модифицированные

1 (1,4%)

2 (3 %)

авторские

3 (4,6%)

5 (12%)

Всего образовательных программ

70

58

 

Из данных таблицы следует, что из-за сокращения педагогических работников уменьшилось количество реализуемых в Центре образовательных программ, но качество программного материала улучшилось за счет разработки авторских программ.

В течение учебного года регулярно проводились заседания методических объединений педагогов всех направленностей. На них рассматривались вопросы, касающиеся:
•  программно-документального обеспечения образовательного процесса;
•  внедрения системы целевых программ в учебно-воспитательную деятельность педагогов;
•  знакомства педагогов с формами и видами воспитательной деятельности и применения современных воспитательных технологий;
•  участия педагогов в конкурсе педагогического мастерства «Сердце на ладони»
•  реализации программы развития Центра и др.

В общей сложности число заседаний методических объединений за анализируемый период составило 28. Также в рамках методической деятельности были проведены профессиональные мастер-классы для педагогов театров мод.

В течение учебного года методисты продолжили работу над созданием электронного банка данных издательской продукции по различным направленностям. В прошлом году банк данных содержал более 350 наименований литературных источников по педагогике, психологии и методике организации учебно-воспитательной деятельности в различных областях дополнительного образования детей. За период с 2008 по 2009 год он пополнился ещё 150 изданиями.

В 2008/2009 учебном году активизировалась издательская деятельность. Было разработано 5 методических сборников, 5 учебных электронных комплекта (методические рекомендации + DVD ) Также был издан альбом методических материалов «Экология и война».

 

Издательская деятельность

Наименование

2007/2008

2008/2009

Альбом методических материалов

1

1

Учебные электронные комплекты

1

5

Методические рекомендации

5

6

Методические сборники

3

5

Положения о проведении конкурсов, фестивалей

58

86

Сценарии

19

38

Мультимедийные презентации

14

27

Буклеты

2

8

 
С 2006 года в ЦРТДиЮ была открыта региональная экспериментальная площадка. В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы в 2008/2009 учебном году на базе отдела «РОСТОК» проводился заключительный этап эксперимента по теме «Интенсивное развитие детей дошкольного возраста в условиях УДО». Опыт работы экспериментальной площадки неоднократно представлялся на областных семинарах, а в марте 2009 года на региональной конференции «Методическое обеспечение инновационной деятельности» доклад Гордиенко Н.А. об экспериментальной работе удостоен 1-го места. В мае 2009 года региональная экспериментальная площадка завершила свою работу. По выводам научного совета СарИПКиПРО программа эксперимента выполнена в полном объеме и с высоким уровнем результативности.

Согласно поставленным целям была проведена диагностика удовлетворенности педагогов реализацией целевых программ ЦРТДиЮ. В самоанализах педагогической деятельности за год более 70% педагогов отчитались, что воспользовались мероприятиями, предложенными целевыми программами и остались удовлетворены их качеством. Так же педагоги отметили, что при реализации данных программ достигается основная цель их внедрения в образовательный процесс – формирование единого культурного пространства Центра.

Методическая служба ЦРТДиЮ в 2008/2009 годах приняла активное участие в разработке положений, нормативных документов, критериев и показателей результативности деятельности педагогических работников для введения новой системы оплаты их труда. В частности были разработаны и утверждены критерии и показатели результативности труда методистов, педагогов-организаторов, заведующих отделами, заместителей директоров, технического персонала. \

Было разработано положение об индивидуальном обучении детей-инвалидов на дому.

Рекомендации: Необходимо продолжить работу по формированию культурного и информационного пространства Центра через внедрение в учебно-воспитательный процесс целевых программ.

Совместно с психологической службой провести мониторинг всех участников образовательного процесса по выявлению степени их удовлетворенности реализацией целевых программ.

Скорректировать в связи с окончанием действия Концепцию воспитательной системы ЦРТДиЮ.

Методической службе необходимо обратить внимание на повышение эффективности работы по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта, используя для этого передовые информационные технологии, активнее создавать мультимедийные презентации, осуществлять публикации в педагогических изданиях, активизировать сотрудничество с областным педагогическим обществом.

Необходимо расширять и укреплять взаимодействие с психологической службой Центра для проведения мониторинговых исследований педагогического коллектива, обучающихся и их родителей.

Практиковать на семинарах психологические тренинги для педагогов, направленные на корректировку эффекта профессионального выгорания.
 

Психологическое сопровождение образовательного процесса

В 2008 году в Центре развития творчества детей и юношества организована психологическая служба. Цель которой - совершенствование психолого – педагогического сопровождения для повышения качества образовательного процесса в ЦРТДиЮ.

Деятельность психологической службы осуществлялась по нескольким направлениям:
•  Психодиагностика;
•  Психокоррекция;
•  Консультирование;
•  Просветительская работа.

В связи с тем, что дополнительное образование имеет свою специфику, формализованные методики, рекомендуемые к применению в школах, были адаптированы с учетом особенностей дополнительного образования.

С декабря 2008 учебного года по февраль 2009 года в рамках целевых программ: «Здоровье», «Семья», «Одарённые дети», «Досуг», «Моя малая родина - Покровск» проводились мониторинговые исследования, в которых использовался диагностический инструментарий, позволяющий изучить: отношение обучающихся ЦРТДиЮ к своему физическому и психическому здоровью, к Отечеству, труду и знаниям, семейным ценностям, человеку как к таковому (альтруизм), как к другому (толерантность), способность генерировать новые идеи, нравственные установки.

Также психологической службой проводились мониторинговые исследования участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей) с целью исследования:
- уровня удовлетворенности участников образовательного процесса дополнительным образованием в Центре;
- уровня эмоционально – психологического климата образовательной среды;
- уровня воспитанности, степени сформированности нравственной позиции, ценностных ориентаций обучающихся и др.

В мониторинговом исследовании приняли участие 1785 участника образовательного процесса, из них 907 - обучающиеся ЦРТДиЮ в возрасте от 9 до 16 лет и 878 человек родителей.

 

Диагностический инструментарий:

• Диагностика психологических условий образовательной среды (анкета для обучающихся, составлена к. п. н. Бадьиной Н. П., адаптирована психологической службой ЦРТДиЮ);
•  Методика «Удовлетворенность родителей образованием (рекомендована ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», адаптирована психологической службой ЦРТДиЮ).

 

Сводная таблица психологических условий образовательной среды (907 респондентов)

Критерии и показатели (%)

высокие

средние

низкие

Удовлетворенность обучающихся образовательной средой ЦРТДиЮ

99, 67 %
(904 чел.)

0, 33 %
(3 чел.)

0

Эмоционально – психологический климат

98 %
(889 чел.)

2 %
(18 чел.)

0

Познавательный интерес

99, 44%
(902 чел.)

0, 55 %
(5 чел.)

0

 

Диаграмма уровня удовлетворенности обучающихся образовательной средой ЦРТДиЮ

В результате исследования выявлено:
- уровень удовлетворенности обучающихся образовательной средой ЦРТДиЮ составляет 99,67 % (показатели высокие, средние).
- уровень удовлетворенности родителей дополнительными услугами ЦРТДиЮ составляет 96,7% (показатели высокие, средние).
Одним из важных показателей социальной эффективности образовательного процесса в ЦРТДиЮ яв­ляется удовлетворенность основных заказчиков (родителей) результатами допол­нительного образования детей. Так 95,4 % родителей уверены, что дополнительное образование необходимо их ребенку и более 76 % считают, что без него вообще невозможно сегодня обеспечить необходимый уровень качества образования.

Диагностические исследования 417 обучающихся ЦРТДиЮ показали, что воспитанники Центра на 99,03% удовлетворены предоставляемым им уровнем дополнительных услуг.

В результате проведения мониторинговых исследований были выявлены и проблемные зоны воспитанников Центра:
- психическое здоровье подростков (недостаточная уверенность в себе, своих возможностях, внешности).
– толерантность.

Для решения данных проблем были предприняты следующие меры:
- выработаны и апробированы комплексы упражнений, способствующих укреплению самооценки детей;
- проведена обучающая интерактивная игра «Возможность быть другим» для воспитания толерантности и профилактики экстремизма.

По запросу педагогов и родителей в течении учебного года проводилась индивидуальная диагностика обучающихся ЦРТДиЮ и проведены мероприятия по их психокоррекции :

мероприятия

кол-во

Индивидуальные консультации воспитанников и родителей

74

Групповые тренинговые занятия с воспитанниками

27

Индивидуальные занятия с воспитанниками

73

Диагностические исследования в рамках целевых программ

9

В течение учебного года психологами была проведена большая просветительская работа среди участников образовательного процесса:
- проведено заседание методического объединения культурно – досугового отдела на тему «Как поддержать и сохранить психическое равновесие?»
- подготовлены доклады для педагогических советов:

«Методы проведения психолого – педагогических диагностик»
«Уровень готовности педагогических кадров к достижению нового качества образования»

- в рамках обучающего семинара для педагогов ЦРТДиЮ «Диагностика эффективности образовательного процесса» была представлена мультимедийная презентация опыта работы психологической службы по данной теме.

Педагог является ключевой фигурой в образовательной среде, и от его профессионализма зависит эффективность образовательного процесса. В связи с этим проводилось мониторинговое исследование степени выраженности профессиональных способностей педагогов, а также уровня удовлетворенности педагогов образовательной средой учреждения. Данные мониторинговые исследования проводились в рамках целевой программы «Кадры».

Выводы по результатам мониторинговых исследований педагогического коллектива:

- «Педагог глазами воспитанников», в котором воспитанники оценили педагогов Центра на 4,7 балла из 5-ти возможных (Т.е. выявлен высокий уровень оценки воспитанниками профессиональных и личностных качеств педагогов).

- «Психологический портрет педагога», в котором исследовался уровень адаптации педагогов к изменениям образовательной среды (Педагоги Центра показали оптимальный уровень адаптации в образовательной среде).

Согласно мониторинговым исследованиям педагогической деятельности более 70% педагогов воспользовались мероприятиями, предложенными целевыми программами Центра и остались удовлетворены их качеством. Педагоги отметили, что при этом достигается основная цель внедрения в образовательный процесс целевых программ – формирование единого культурного пространства Центра.

Исследования педагогического коллектива показали, что педагоги на 86,7% удовлетворены образовательным учреждением, в котором работают, но это не 100%. Значит, есть повод для размышления администрации ЦРТДиЮ.

Никифорова Е.А. – зам. директора по УВР

на главную

Сайт управляется системой uCoz