Опытно-экспериментальная деятельность в ЦРТДиЮ (заключительный этап – 2008-2009 учебный год). |
|
1. Учебно-методическое направление. |
|
Третий год на базе ЦРТДиЮ г. Энгельса в объединении «Предшкольная пора» реализуется эксперимент по проблеме «Интенсивное развитие ребенка дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования». В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы в настоящее время проводится третий заключительный этап эксперимента – результативно-обобщающий , в ходе которого будут сформулированы окончательные выводы по эксперименту. Именно этой теме и будет посвящено мое выступление. Итак, открывая в 2006 году экспериментальную площадку мы ставили перед собой основную цель: проектирование, апробация и практическое внедрение в объединение «Предшкольная пора» системы учебно-воспитательной работы, обеспечивающей интенсивное развитие ребенка дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования (УДО). Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: Спроектировать модель системы учебно-воспитательной работы в объединении «Предшкольная пора», направленную на обеспечение интенсивного развития ребенка дошкольного возраста в условиях УДО; Осуществить поэтапное внедрение модели в учебно-воспитательный процесс объединения «Предшкольная пора» ЦРТДиЮ; Произвести оценку влияния спроектированной модели на интенсивное развитие ребенка дошкольного возраста с использованием разработанного диагностического инструментария; Разработать методические рекомендации по интенсивному развитию детей дошкольного возраста в условиях УДО. С целью реализации поставленных задач был разработан план организационно-педагогической работы в группах по предшкольной подготовке. В апреле 2009 года экспериментальная площадка заканчивает свою работу, а потому уже можно подвести некоторые итоги. Итак, в этом году была набрана одна экспериментальная группа в количестве 12 человек (4 мальчика и 8 девочек). Возрастной состав 5,5 – 6,5 лет. Кроме этого, набрана контрольная группа детей в том же количестве (девочек -7, мальчиков - 5). Рассмотрим основные направления работы в экспериментальных группах, а именно: учебно-методическое, воспитательное, работа с родителями, диагностика участников эксперимента. 1. Учебно-методическое направление. Прежде чем рассказать об этом направлении, отметим, что на первом этапе работы ЭП в экспериментальных группах работали 6 педагогов Центра, каждый из которых вел свой предмет. На втором этапе мы пошли по другому пути, как того и требовала программа Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора». С 2007 -2008 учебного года все занятия в экспериментальной группе проводил один педагог – Волоткович О.И., имеющий высшее образование по специальности «Дошкольная педагогика и психология», педагогический стаж работы в ДОУ 15 лет, в ЦРТДиЮ 3 года. Кроме этого, она является победителем районного конкурса «Воспитатель года». Для уточнения общих методологических подходов, связанных с ОЭР на протяжении всего периода реализации эксперимента проходило обучение педагогов, работающих на ЭП по проблеме эксперимента. Поляковой Н.А. проведены проблемные обучающие семинары: Программно-методическое обеспечение предшкольного образования (ноябрь 2006 г.) Моделирование занятия (декабрь 2006 года) Программное обеспечение образовательного процесса в ЦРТДиЮ (ноябрь 2007 г .) Использование рефлексии в работе с детьми в условиях предшкольной подготовки (декабрь 2007 г .) Педагогом дополнительного образования Волоткович О.И. дано 10 открытых занятий и 3 мастер-класса по программе «Предшкольная пора». Педагоги экспериментальной площадки (Зеленцова Ю.П., Некрасова Е.П., Волоткович О.И.) принимали участие в работе постоянно действующего областного семинара для координаторов и педагогов предшкольного образования на базе региональных площадок и СарИПКиПРО (24 января 2008 года, 17-18 апреля 2008 года). Руководитель УВП в экспериментальном режиме Гордиенко Н.А. и педагог ДО Волоткович О.И. приняли участие в работе постоянно действующего семинара для координаторов и педагогов предшкольного образования по проблеме «Формирование графических навыков», который проходил на базе региональной экспериментальной площадки «Детского сада № 13» г. Саратова. В течение всего периода экспериментальной деятельности на базе ЦРТДиЮ были организованы и проведены областные семинары:
Опыт работы педагогов получил положительную оценку участников семинаров. По итогам работы ЭП разработаны и изданы методические пособия «Разноцветная мозаика», учебно-методические комплекты для проведения интерактивных занятий с детьми дошкольного возраста: - «Пасхальная сказка», «Путешествие в Лукоморье», «Полет к звездам»,«Если хочешь быть военным». Особое место в работе экспериментальной площадки уделялось воспитательной работе. С этой целью были проведены мероприятия, направленные на разностороннее развитие личности ребенка. Все мероприятия проводились в рамках реализации целевых программ Центра «Досуг», «Семья», «Моя малая родина - Покровск», «Здоровье». |
|
Таблица и диаграмма «Реализация целевых программ в студии «Предшкольная пора». |
|
3. Работа с родителями. Работа с родителями строилась по традиционным направлениям: информирование, психолого-педагогическое просвещение, консультирование, тренинги, совместная деятельность и отдых, участие в самоуправлении учреждения. Особый интерес у родителей вызывали открытые занятия и мероприятия с использованием видеофрагментов занятий. Большое внимание педагогами и психологами уделялось проведению индивидуальных консультаций. Постоянно проводилось анкетирование родителей. Наиболее интересные результаты мы получили по итогам заключительного анкетирования родителей (май 2008 года): - 100% родителей оценивает вклад ЦРТДиЮ в воспитание ребенка как высокий. - 81% родителей считают, что ведущая роль в воспитании детей принадлежит семье и педагогам ЦРТДиЮ, 2% - только семье. - 100% родителей чаще всего обращается к педагогу с вопросом об успехах ребенка на занятиях. - 16% родителей считают наиболее эффективной работу с родителями в форме родительских собраний, 26% - посещение открытых занятий, 42% - совместные праздники и развлечения, 16% – индивидуальные беседы и консультации со специалистами. Нам особенно приятно отметить, что 100% опрошенных родителей считают, что их дети с удовольствием посещают ЦРТДиЮ.
|
|
4. Диагностика участников эксперимента.
Важной составляющей частью экспериментальной работы явились мониторинговые исследования, проводимые два раза в год по параметрам, разработанным на кафедре ДиНО СарИПКиПРО (октябрь 2007 – апрель 2008 года). Цель исследований – получение информации о степени развития важнейших предпосылок к обучению ребенка в школе, выявление «проблемных зон» в развитии детей на этапе предшкольного образования. В качестве контрольно-измерительных материалов детям были предложены задания, позволяющие провести фронтальное обследование педагогом и психологом, и проверить:
Сравним результаты обучения детей в экспериментальной и контрольной группах. |
|
Общие результаты 2008-2009 учебный год |
|
|
|
Диаграмма «Уровни успешности выполнения заданий» |
|
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Сравнительная гистограмма общего балла экспериментальной и контрольной групп объединения "Предшкольная пора" |
|
Общие результаты на период начала учебного года (в сравнении за три года) |
|
Общие результаты на период окончания учебного года (в сравнении за три года) |
|
Как видно из таблицы, прослеживается положительная динамика в развитии воспитанников экспериментальной группы. По нашему мнению этому способствовало:
|
|
Сравнительная гистограмма коэффициента результативности обучения детей экспериментальной и контрольной групп объединения "Предшкольная пора" |
|
Рассматривая мотивационную готовность ребенка, т.е. его сознательное желание принять на себя (согласно определению кафедры ДиНО СарИПКиПРО) новый социальный статус будущего первоклассника, нужно отметить, что степень сформированности учебной мотивации детей экспериментальной группы - высокая. У 100% детей сформирована учебная мотивация, которая преобладает над игровой. В контрольной группе учебная мотивация сформирована только у 80% дошкольников. |
|
Сравнительная Гистограмма сформированности учебной мотивации детей экспериментальной и контрольной групп объединения "Предшкольная пора" |
|
Отслеживая успехи выпускников студии «Предшкольная пора» можно отметить, что у 100 % воспитанников учебный процесс не вызывает затруднений, успеваемость детей высокая – 100% выпускников учатся на «хорошо», «отлично»; ни один из них не испытывает затруднений в учебе; отношение к учебной деятельности – положительное, ответственное, интерес к учебе не пропадает, на уроках они активно проявляют свою эрудицию. Коммуникабельность детей – высокая. Учителя отмечают, что, не смотря на то, что дети не посещали детский сад, они прекрасно общаются с детьми, не вступают в конфликты, общительны, имеют много друзей. Дети – активные участники классных мероприятий, эмоциональны, дисциплинированы. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о положительных результатах экспериментальной деятельности.
Опыт экспериментальной работы был представлен: На областном фестивале экспериментальных площадок «Формула успеха» - «Экспериментальное внедрение программы «Предшкольная пора» в практику работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования». (12 октября 2007 года) На портале министерства образования (в течение периода реализации эксперимента); На сайте СарИПКиПРО (виртуальная мастерская – апрель 2008 года). На сайте ЦРТДиЮ |
|
Результаты опытно-экспериментальной работы ЦРТДиЮ представлены: в докладах на научно-практических конференциях: 1. Полякова Н.А., Мочалова О.И., Гордиенко Н.А. Опытно-экспериментальная деятельность в учреждениях дополнительного образования (на материале экспериментальной работы ЦРТДиЮ г. Энгельса) 2. Полякова Н.А. Взаимодействие педагогов и родителей в интересах развития личности ребенка /Предшкольное образование: идеи, поиски, решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-17 апреля 2007 года – Саратов: ООО изд. «Научная книга», 2007. 3. Полякова Н.А., Волоткович О.И. Развитие графических навыков на занятиях по программе «Предшкольная пора» (на материале работы группы на базе учреждения дополнительного образования). Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией Н.Г. Чаниловой, И.А. Ушаковой. - Саратов: Научная книга, 2008. С 45-47. |
|